30 декабря 2013 г.

Хроника событий последних месяцев в Гадайгири

      В октябре на Ориссу обрушились два циклона. Первый из них, который средства массовой информации назвали «Файлин», напомнил местным жителям «суперциклон» 1999 года, когда все обитатели Гадайгири – и люди, и животные – на сколько-то дней укрылись от стихии на территории храма Шри Шри Радхи-Гопалджиу. 
      Вишакха-деви даси, одна из российских учениц Чайтанья-Чандры Прабху, которая служит в этом храме, рассказывает о циклонах, пришедших в Ориссу в октябре 2013 года: «В Гадайгири циклон начался внезапно вечером сильным дождем и ветром. Многие жители Гадайгири и окрестностей, спешно покинув свои дома, с самым необходимым пришли искать приют в нашем храме. К ночи стихия представляла собой сплошную  стену дождя и шквалистый ветер, который повалил значительную часть деревьев и нарушил коммуникационные линии. Больше недели электричество у нас было лишь по 2-3 часа в день (когда включали генератор). Небо все время было затянуто тучами, и дождь, с разной интенсивностью, шел практически не переставая. Тем не менее ашрам и его обитатели от циклона почти не пострадали. Второй  циклон  был  менее продолжительным  (первый длился около недели) и сопровождался меньшим ветром и дождем.  Мы терпеливо ждали милости Гопала, то есть окончания непогоды, и можно представить, как мы, отсыревшие за эти дни, обрадовались, когда наконец-то появились солнце и тепло. Как говорит Гуру Махарадж: "Гопал постоянно испытывает нас". Это тоже было своеобразное испытание, но по милости дорогого Гопала последствия циклона здесь были гораздо более легкими, чем в других частях Ориссы».
    Действительно, другой центр ИСККОН, в Брахмапуре, где под руководством Чайтанья-Чандры Прабху строится храм Радхи-Кришны и Ситы-Рамы, а также ашрам, серьезно пострадал от циклона, причем не только постройки. Все деревья, росшие на его территории, стихия поломала или вырвала с корнем.  



   
        К 27 октября, когда приехала женская группа из России (11 человек), в Гадайгири последствия недавнего разгула стихии были быстро устранены и здесь уже всё было как обычно. Матаджи пробыли в Гадайгири примерно неделю, каждый день слушали лекции Чайтанья-Чандры Прабху и даже порадовали наших Божеств танцами в стиле Одисси.

     3 ноября в Гадайгири отметили Дипавали (называемый также «Дивали», буквально «много свечей») – праздник, устраиваемый в память о том, как Господь Рамачандра, победив с помощью Лакшмана и Ханумана армию демона Раваны и вызволив свою супругу Ситу, после 14-летнего изгнания вернулся в Айодхью. В отсутствие Рамачандры Айодхьей от его имени правил его младший брат Бхарата. Этот праздник проводится в день, когда Рамачандра принял от Бхараты бразды правления, и символизирует также победу добра над злом, света над тьмой. В деревне Гадайгири свечами и гирляндами были украшены все дома, и в нашем храме и ашраме тоже было расставлено множество свечей. Они создавали чудесную красоту, атмосферу умиротворения и радости встречи с победившим Господом.

   А 4 ноября была Говардхана-пуджа! В храме Шри Шри Радхи-Гопала-джиу воздвигли холм Говардхана высотой около двух метров, весь покрытый зеленью и цветами.


Когда мы совершали парикраму вокруг священного холма, было явственное ощущение, что мы во Вриндаване. Впрочем, Шрила Гоур-Говинда Свами говорил, что Гадайгири это и есть Гупта-Вриндаван, «Скрытый Вриндаван». В этот день приготовили потрясающий торт в форме Говардханы из десяти видов индийских сладостей. Вся пуджа сопровождалась пением знаменитых местных мастеров киртана.

      
Через несколько дней в Гадайгири приехал Мадхавананда Прабху - ученик Шрилы Гоур-Говинды Свами, выпускающий его книги на английском языке. В своей лекции, посвященной Дню ухода Шрилы Прабхупады, он говорил о том, что у нас должны быть личные взаимоотношения со Шрилой Прабхупадой, не ограниченные лишь его книгами. «Сегодня День ухода Шрилы Прабхупады. Это праздник разлуки. Экстаз разлуки с гуру сильнее экстаза встречи с ним. Мы должны помнить, что Гурудев и Шрила Прабхупада всегда присутствуют и слышат нас, поэтому нужно быть очень осторожными и действовать соответственно». В этот раз Мадхавананда Прабху провел в Гадайгири всего два дня, однако пообещал снова приехать в феврале.


  
     10 ноября, в День ухода трех вайшнавов, спутников Господа Чайтаньи, - Шрилы Гададхары даса Госвами,  Шрилы Дхананджаи Пандита и Шрилы Шриниваса Ачарьи –отмечался также праздник Гопаштами. В «Шримад-Бхагаватам» (10.15.1) упоминается, что до пятилетнего возраста маленький Кришна с друзьями заботился о телятах, а после того как Кришне исполнилось пять лет, Ему поручили пасти взрослых коров. В Гадайгири есть свой коровник, и в этот день можно было украсить коровам рога куркумой, нанести отпечатки рук им на тело, покормить их свежей травой.
  
   13 ноября был День ухода Шрилы Гаура-Кишоры даса Бабаджи – духовного  учителя Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Начиная с этого дня и вплоть до 17 ноября Шримати Радхарани и Гопала каждый вечер сопровождали в пандал, где Их  ждали сладости и красивейший орисский киртан, продолжавшийся допоздна. А на 17 ноября в этом году пришелся последний день месяца карттика, когда в ночь полнолуния проходит осенний танец раса Кришны с гопи. Так завершилась чатурмасья (четыре месяца сезона дождей).

  18 ноября началась Катьяяни-врата. В 22-й главе Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (и 22-й главе книги «Кришна, Верховная Личность Бога») рассказывается, что гопи целый месяц совершали аскезу и каждая из них молилась: «О богиня Катьяяни, сделай так, чтобы сын Махараджи Нанды стал моим мужем». Но при этом гопи всегда свободны от корыстных желаний – ими движет только стремление порадовать Кришну.
  
      8 декабря был Одан-шаштхи – день, когда Господа Джаганнатху в Пури облачили в зимние одежды. Это был также День явления Бхакти Сварупы Дамодары Свами, и в Гадайгири прошла его Вьяса-пуджа. 
Бхакти Сварупа Дамодара Свами, в середине - Чайтанья-Чандра Прабху, а крайний слева, высокий - старший сын  Чайтанья-Чандры Прабху. Фотография сделана более 10 лет назад.
Бхакти Сварупа Дамодара Свами родился в индийском штате Манипур, в вайшнавской семье. Он получил духовное посвящение от Шрилы Прабхупады и широко известен как первый директор международного Института Бхактиведанты, который он возглавлял на протяжении многих лет, вплоть до своего ухода из этого мира. Он – тот самый доктор Тудам Дамодара Сингх, с которым Шрила Прабхупада беседует в книге «Жизнь происходит из жизни». Кроме того, Бхакти Сварупа Дамодара Свами славился своими киртанами и замечательными вайшнавскими качествами. Его связывали многолетние взаимно уважительные отношения с Гоур-Говиндой Свами и Чайтанья-Чандрой Прабху. Как и они, он много проповедовал в Ориссе и на Бали, есть у него ученики и в Гадайгири. В этот день его ученики, а также некоторые другие вайшнавы рассказывали о нем и прославляли его.
  
   13 декабря отмечали День явления «Бхагавад-гиты». Шрила Гоур-Говинда Свами декламировал «Бхагавад-гиту» (все 700 санскритских стихов) не только в этот праздник, но и каждый экадаши. Те из нас, у кого была такая возможность, в этот день последовали его примеру.
  
    21 декабря Чайтанья-Чандра Прабху дал замечательную лекцию, посвященную Дню ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – духовного учителя А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Вообще за эти месяцы наш Гуру Махарадж прочитал много удивительных лекций в Гадайгири (они уже переведены на русский язык), а также в Англии и Малайзии. Почти весь январь он проведет в Индонезии и Австралии, а с февраля по май 2014 года опять в основном будет в Гадайгири. С конца мая до конца июня Гуру Махарадж будет проповедовать в Швейцарии и других европейских странах, а затем посетит Россию. Точная дата его приезда в Россию станет известна позже.
  
    В тот же день, 21 декабря, московские вайшнавы впервые пообщались с Чайтанья-Чандрой Прабху по скайпу. Они были очень рады возможности видеть и слышать его, и он тут же ответил на все их вопросы.
  
    26 декабря Гадайгири посетил один из сыновей Шрилы Гоур-Говинды Свами -  Анируддха Прабху. Это имя ему дал отец при посвящении! Да-да, хотя все семеро детей Гоур-Говинды Свами с раннего возраста были приучены следовать вайшнавским принципам, только один из них, Анируддха Прабху, получил инициацию, да еще от самого Гоур-Говинды Свами. Между прочим, вдова Шрилы Гоур-Говинды Свами, Шримати Васанти-деви, по-прежнему живет в селении Джаганнатхапур (где родился Гоур-Говинда Свами). Она – инициированная ученица Шрилы Бхактисварупы Дамодары Свами, о котором мы уже упоминали. Анируддха Прабху стал одним из первых учеников Гоур-Говинды Свами. Он еще старшеклассником прожил несколько лет в храме ИСККОН в Бхуванешваре и каждый день слушал лекции Гоур-Говинды Свами по «Шримад-Бхагаватам». А теперь он – учитель начальных классов в селении Джаганнатхапур, в той самой школе, где когда-то преподавал его отец. Мы постараемся разместить на нашем сайте аудиорассказ о встрече с сыном Гоур-Говинды Свами.
  
Желаем всем в наступающем году существенно приблизиться к достижению высшей цели человеческой жизни – Кришна-премы, любви к Богу! Крепкого вам духовного и телесного здоровья, энтузиазма в служении Господу! И приезжайте в Гадайгири!