24 февраля 2019 г.

НАЧАЛСЯ 2019 ГОД

Шрила Гоур-Говинда Свами и Шрила Бхакти Сварупа Дамодара Свами называли остров Бали своим домом. Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху тоже любит посещать это место, где много красивых храмов и счастливых преданных, которые радостно служат Шримати Радхарани и Кришне. В первой половине 1990х годов он бывал в Индонезии, сопровождая своего духовного учителя, а потом и сам стал там проповедовать. Больше всего учеников у Чайтанья-Чандры Прабху именно в Индонезии. Там же, на Бали, живет его духовный брат Сундарананда Прабху, общение с которым Чайтанья-Чандра Прабху очень ценит. 

на переднем плане, слева направо: Гоур-Говинда Свами, Чайтанья-Чандра Прабху, Сундарананда Прабху


В 2018 году Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху провел в Индонезии почти весь июль. Как обычно, Чайтанья-Чандра Прабху давал там лекции и даршаны. На этот раз тридцать жителей Индонезии, в том числе некоторые из мусульманских семей, получили у него инициацию. Перелеты и многочасовые автомобильные поездки по удаленным селениям на индонезийских островах были весьма утомительными даже для Арджуна-Кришны Прабху, вайшнава из Сингапура, который моложе Гуру Махараджа чуть ли не в три раза и сопровождал его в этих поездках.

Гуру Махарадж вернулся в Гадайгири уставший и простуженный. И конечно, ему не прибавили здоровья события, происходившие летом 2018 года на территории бхуванешварского храма ИСККОН: там, по указанию городской администрации, были снесены самадхи Шрилы Гоур-Говинды Свами и бхаджан-кутир Шрилы Прабхупады. Несколько лет назад власти уже снесли бхаджан-кутир Шрилы Прабхупады на территории храма Кришны-Баларамы в Бхуванешваре. Проблема была в том, что государственной компании, которая ведает автомобильными магистралями, для расширения дороги потребовался этот клочок земли. Представители городской администрации предложили преданным несколько миллионов рупий за ту часть территории храма, которая находилась совсем рядом с дорогой. Преданные деньги не взяли, а подали в суд и потом даже заново отстроили бхаджан-кутир Шрилы Прабхупады. Видимо, они надеялись, что власти не станут второй раз сносить бхаджан-кутир, однако эта надежда не оправдалась. В начале июля 2018 года появилась информация о том, что правительство намерено снести и бхаджан-кутир Шрилы Прабхупады, и самадхи Шрилы Гоур-Говинды Свами. К сожалению, как и в 2015 году, бхуванешварские преданные даже не поставили в известность о сложившейся ситуации вайшнавов за пределами Одиши. Зато они проконсультировались в Верховном суде Индии, где им сказали, что никаких шансов успешно противодействовать планам правительства Одиши у них нет.

Во второй половине июля в Одише были очень сильные дожди. В Джаганнатха-Пури начало Ратха-ятры прошло нормально, Божества успели зайти в храм Гундичи, а буквально со следующего дня на дороге, по которой Они накануне ехали, образовался почти метровый слой воды. Колесницы, как обычно, продолжали стоять у храма Гундичи, однако в последующие дни их огромные колеса практически целиком находились под водой. Не сработала система стока, поэтому городские власти поставили на прилегающих улицах насосы, которые откачивали воду. Но фактически она сошла только через неделю, как раз к тому дню, когда Божества поехали обратно.


А потом начались такие же дожди в Бхуванешваре. На возвышении перед храмом ИСККОН стала скапливаться вода, которая, разливаясь, затапливала эту местность. Тогда городской администрацией было принято решение проложить подземные каналы, в том числе под всё тем же участком территории храма, который примыкает к дороге. 26 июля 2018 года преданные получили предписание не позднее 28 июля освободить этот участок, т.е. перенести бхаджан-кутир и самадхи, иначе они будут разрушены. И уже 28 июля помещения и алтари действительно были разрушены. Преданные только успели вынести мурти. Затем власти дали срок до 9 августа, чтобы переместить захороненное тело Шрилы Гоур-Говинды Свами, предупредив, что после этого срока там начнутся работы по прокладке каналов. 

Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху до конца июля находился в Индонезии и там узнал об этих событиях, а 2 августа он уже принял участие в экстренном собрании, которое состоялось в бхуванешварском храме Кришны-Баларамы. На этом собрании старших учеников Шрилы Гоур-Говинды Свами было решено сделать большой металлический сундук, переложить в него тело Гоур-Говинды Свами и землю вокруг него, а затем с помощью подъемного крана перенести в так называемый смрити-мандир, то есть музей Гоур-Говинды Свами, расположенный слева от храма (если смотреть со стороны дороги). Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху предлагал не с помощью подъемного крана, а собственными руками поднять останки тела Шрилы Гоур-Говинды Свами и перезахоронить их не в смрити-мандире, а перед ним или в каком-то другом отдельном месте. Однако почти все остальные участники собрания поддержали техническую идею с сундуком и подъемным краном. На ее осуществление потребовалось два дня, 5 и 6 августа 2018 года, причем пришлось ломать стены и пол в музее Гоур-Говинды Свами. В итоге, с большими усилиями и финансовыми затратами, его тело было там перезахоронено.

Впоследствии Гуру Махарадж пояснил, что он предлагал перенести самадхи своего духовного учителя в какое-нибудь другое место на территории храма, чтобы посетители храма легко могли заметить это самадхи и подойти к нему, а также обходить вокруг него. Другой довод Гуру Махараджа заключался в том, что здание, которое потом превратили в музей, сам Гоур-Говинда Свами предназначал для проведения различных вайшнавских обрядов. Во времена Гоур-Говинды Свами на территории храма ИСККОН в Бхуванешваре проводили разнообразные самскары – не только инициации и свадьбы, но и обряды наречения именем и проч. Однако храмовым брахмачари это не нравилось. Однажды, еще при Гоур-Говинде Свами, они даже обратились к Руководящему совету ИСККОН (Джи-би-си) с письменной жалобой на собственного гуру, обвиняя Гоур-Говинду Свами в том же, в чем другие когда-то обвиняли Шрилу Прабхупаду: почему он, санньяси, который должен показывать пример отречения от всего мирского, устраивает на территории храма свадебные обряды?

 В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (5.1.24) Шрила Прабхупада пишет: 
«Иногда меня критикуют за то, что я, будучи санньяси, провожу для своих учеников свадебные обряды. Однако нужно понять, что я основал Общество сознания Кришны и в нем, как и в любом обществе, будут возникать семьи. В идеальном обществе должны быть идеальные семьи, и, чтобы наше Общество стало идеальным, мне, хотя сам я избрал путь отречения от мира, приходится проводить для некоторых учеников ведические свадебные обряды. Есть люди, которым то, что я делаю, кажется недопустимым, поскольку сами они не стремятся возродить дайва-варнашраму (трансцендентную систему четырех сословий и четырех духовных укладов). Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур хотел, чтобы дайва-варнашрама была восстановлена. Согласно принципам дайва-варнашрамы, общественное положение человека не должно определяться его происхождением, так как в «Бхагавад-гите» сказано, что деление на варны производится на основе гуны и кармы, то есть качеств человека и его деятельности. Эту систему, дайва-варнашраму, нужно ввести во всем мире, чтобы возродить совершенную цивилизацию, дающую каждому человеку возможность обрести сознание Кришны. Хотя недалеким критиканам это кажется немыслимым, возрождение дайва-варнашрамы является одной из задач общества, состоящего из преданных Кришны».


В 1996 году, вскоре после ухода Шрилы Гоур-Говинды Свами, Шрипада Чайтанья-Чандру Прабху вынудили покинуть пост президента бхуванешварского храма. Новое руководство храма отменило все самскары (поскольку они так или иначе связаны с грихастха-ашрамом) и превратило помещение, которое Гоур-Говинда Свами предназначал для проведения таких обрядов, в его музей. А в августе 2018 года туда перенесли его самадхи. Похоже, однако, что на этом тягостная эпопея не закончилась, так как, по словам Шрилы Халадхары Свами, через некоторое время руководители храма ИСККОН в Бхуванешваре стали склоняться к тому, чтобы всё-таки сделать отдельное помещение для самадхи Шрилы Гоур-Говинды Свами. 


Несмотря на то, что сезон дождей оказался таким трудным, в Гадайгири всё шло своим чередом. 26 августа, в День явления Господа Баларамы, изначальной Гуру-таттвы, состоялась церемония инициации. 




Мурали Вадана Прабху получает 2-ю инициацию. После одевания священного шнура, он получает от Гуру Махараджа Гаятри мантру.

В сентябре, как обычно, было много праздников: Джанмаштами, тут же День явления Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, а через неделю –День явления Шри Шримад Гоур-Говинды Свами. 


Еще через неделю, 17 сентября, отмечался главный праздник в Гадайгири– Радхаштами, День явления Шримати Радхарани.В ночь с 18 на 19 сентября (примерно с 00.30 до 03.30) здесь был спектакль о Сите, находившейся на Ланке в плену у Раваны. Всю эту ночь Гуру Махарадж вообще не спал, а в предыдущие дни он участвовал в репетициях этого спектакля, которые иногда заканчивались после полуночи. 



21 сентября, в День явления Господа Ваманадевы, Гуру Махарадж прочитал довольно большую лекцию о Вамана-лиле и беспримесной бхакти, а на следующий день поехал в Калькутту, чтобы подать документы на английскую визу. Его проповедническая поездка в Англию (24 октября – 6 ноября) была еще более успешной, чем в прошлые годы. Гуру Махарадж давал лекции во всех лондонских храмах ИСККОН, а также на нескольких домашних программах и остался доволен искренним желанием местных преданных слушать Кришна-катху. 









Вернувшись в Гадайгири, Гуру Махарадж продолжает говорить о том, что цель человеческой жизни – обрести Кришна-прему, любовь к Богу, и что достичь этой цели можно, только приняв истинного духовного учителя и следуя его наставлениям. Свою изумительно красивую лекцию по «Шримад-Бхагаватам» (10.52.37), прочитанную 23 ноября 2018 года, Гуру Махарадж завершил словами «Всегда побеждает только любовь».

26 декабря, в День ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Гуру Махарадж в более чем трехчасовой лекции довольно подробно рассказал не только о Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре, но и о его духовном учителе – Гаура-Кишоре Дасе Бабаджи.



12-13 января 2019 года в Гадайгири прошла Вьяса-пуджа Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху с его участием. Как и в прошлые годы, на нее приехали некоторые его духовные братья.


Гуру Махараджу исполнилось 72 года. К этой Вьяса-пудже был издан перевод второй книги Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху – Prema-PradataSriGuru(«Шри Гуру, дарующий любовь») с английского на язык одия. Кроме того, Гуру Махараджу была преподнесена его новая, четвертая по счету, книга на английском языке: PremaBhaktiDhara(«Поток любви и преданности»).


А всего через неделю произошло событие, которое не было неожиданностью для обитателей Гадайгири, но, конечно, опечалило их, как и многих вайшнавов, живущих в других краях. 19 января в четвертом часу утра ушел из жизни Шри Дамодара Гири –замечательный киртана-гуру, который был младшим двоюродным братом Шрилы Гоур-Говинды Свами. Дамодаре Гири было почти 90 лет, и последние месяцы он уже не выходил из дома. Однако еще в прошлом году он время от времени появлялся в храме и садился за фисгармонию. Предлагаем посетителям нашего сайта послушать небольшую запись пения Дамодары Гири, сделанную в Гадайгири примерно десять лет назад. Мы никогда не забудем, как, вдохновляя участников и слушателей киртана, он изящным жестом указывал на Радхарани и Гопала, напоминая всем нам, ради кого мы должны петь…



10 февраля 2019 года исполнилось 20 лет со дня открытия храма ИСККОН в Гадайгири. Строительство этого храма было начато в 1994 году по инициативе Шрилы Гоур-Говинды Свами, а завершено уже после его ухода, в начале 1999 года. Шрипад Чайтанья-Чандра Прабху на протяжении 25 лет возглавляет вайшнавскую общину в Гадайгири и проводит здесь основную часть времени. Кроме того, он руководит строительством храмов в Берампуре и Баханаге и регулярно посещает эти места, тоже расположенные в штате Одиша. В конце 2018 года по предложению Шрипада Чайтанья-Чандры Прабху его духовные братья Халадхара Свами и Бхактипрана Гопинатха Свами стали сопрезидентами храмов, соответственно, в Гадайгири и Берампуре. Таким образом, теперь руководителями храма в Гадайгири официально являются Чайтанья-Чандра Прабху и Халадхара Свами, а руководителями храма в Берампуре – Чайтанья-Чандра Прабху и Бхактипрана Гопинатха Свами.

слева направо: Бхактипрана Гопинатха Свами, Чайтанья-Чандра Прабху, Халадхара Свами

18 февраля, в День явления Господа Нитьянанды, в храме Шри Шри Радхи-Гопала-джиу прошел обряд инициации. Среди получивших посвящение – старший сын Гуру Махараджа вместе со своей женой. Теперь их зовут Пурна Пуруша дас и Сумадхья деви даси.

в центре – Пурна Пуруша дас, слева – Сумадхья деви даси
На период с 28 мая по 23 июня 2019 года запланирована поездка Гуру Махараджа в Индонезию. Оттуда он меньше чем на две недели вернется в Гадайгири, а 5 июля отправится в Швейцарию и пробудет там до конца июля.